Семья и детское вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ имеет два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить своих близких.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширения сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- объединению усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как:
-доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
-личностная заинтересованность родителей – определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;
- утверждение их самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во – первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во - -вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в – третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;
-эмансипация родителей – этот принцип предполагает во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Условие оптимизации взаимодействия детского сада и семьи
Кроме поэтапной работы педагогов с родителями, опирающейся на определенные принципы, построение партнерских отношений детского сада с семьей также требует соблюдения следующих условий:
1.Сотрудничество с семьей требует от педагога обязательног7о выполнения на всех этапах работы правил, необходимых для оптимального педагогического общения:
- обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
-проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников
- умение выслушать родителей, как конкретное проявление интереса к людям вообще;
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними;
- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего.
Умение дать почувствовать родителям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
2. Позаботиться о гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с родителями. Гуманизировать- значит признать ценность каждого родителя как личности, его права на собственную позицию, а также ошибки. В этой связи с родителями нужно и личностные отношения. Гармонизации и демократизации взаимоотношений будут способствовать:
- замена обезличенных объявлений о предстоящих родительских собраниях индивидуальными именными приглашениями, сделанными совместно с детьми;
- оборудование в дошкольном учреждении комнаты(консультпункта) для родителей, в которой есть небольшая библиотечка, программы воспитания, детская художественная литература, образцы детских работ, фотографии детей, игрушки, некоторый дидактический материал, который родители , а также и дети, могут взять домой на время;
- наличие в дошкольном учреждении телефона доверия(который может работать один раз в неделю или месяц в определенные часы).
3.Необходим отказ от формального общения от монолога в пользу диалога.
4.Отдавать предпочтение не коллективным, а индивидуальным формам работы с родителями. Это, в свою очередь, предусматривает необходимость овладения педагога наукой и искусством общения.
5.Признать недостаточно эффективным средством воздействия на семью слово, не подкрепленное наглядностью. Поэтому следует реже прибегать к готовым оценочным суждениям о воспитаннике, полезно предоставить членам семьи возможность время от времени самим наблюдать за собственным ребенком, сравнивать его со сверстниками, открывать в нем новые , а может быть незнакомые черты. В качестве наглядности могут выступать:
- «домашние задания»(например «Понаблюдайте и опишите какое отношение проявляет ваш ребенок к домашнему труду», «Чем ваш ребенок больше всего любит заниматься дома самостоятельно» и т.д.);
- включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения;
- фотографии детей;
- выставки детских работ;
- микровыступления родителей;
- участие родителей в работе кружков, в проведении игр, занятий и экскурсий с детьми.
6.Обновлять содержание работы с семьей следует путем расширения круга проблем , связанных не сформированием у дошкольников ЗУМов, а черт ребенка, условий и возможности развития их индивидуальности.
7.Не следует при обсуждении педагогических проблем давать родителям готовые ответы, необходимо строить обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии», - умению родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности, используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка.
Направления работы с родителями.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономичного, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляет воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг-друга.
Не секрет, изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка надо начать работу с анкетирования «Сотрудничество дет.сада и семьи». На основе собранных данных, можно анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи, семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Надо вовлечь родителей в совместную деятельность ДОУ. Организовать родительские собрании(групповые и общие), присутствие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытых дверей». Существует следующие направления взаимодействия с родителями:
Познавательные направления – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ(логопед, педагог –психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физкультуре, старшая м/с)
По реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственным участниками образовательного процесса. для этого надо:
1.Создание условий для благоприятного климата Взаимодействия с родителями.
2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Наглядно –информационное направление- включает в себя:
1.Организованность в группах родительских уголков.
2. Папок передвижек.
3.Фотовыставок.
Активность родителей в создание фотогазет , выставок говорит о том ,что эти формы работы является востребованным.Наглядно- информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме напоминать тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление –в работе с родителями является самым востребованным полезным ,но и самым трудным в организации. Это объясняется тем ,что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношении; посмотреть как это делают другие ,то есть приобрести опыт и взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом. Праздники и развлечение проводится совместно с родителями.